Часть 1. Глава 6. Вторичные (высшего порядка) защитные механизмы

Любой психологический процесс может быть использован в качестве защиты, поэтому никакой обзор защит не может быть полным. Мак-Вильямс выбрала для описания защиты «высшего порядка» опираясь на их частоту упоминания и соотносимость с индивидуальными паттернами характера.

Репрессия (вытеснение) — мотивированное забывание или игнорирование. Не всегда, когда мы испытываем трудности в сосредоточении внимания или припоминании чего-либо это является репрессией, а лишь тогда, когда очевидно, что мысль, чувство или восприятие чего-либо неприемлимо для осознания из-за способности причинить беспокойство.

Примером репрессии может быть забывание жертвы опыта насилия над ней, впрочем, Мак-Вильямс считает, что это скорее диссоциация.

Позднее термин «репрессия» применялся по отношению к идеям, продуцируемым внутри. (Например, ребенок вытесняет свое желание убить одного родителя, чтобы обладать другим.) Современные аналитики считают, что для использования репрессии необходимо обладать целостным собственным «Я», если человек не приобрел константность идентичности, он сдерживает неприятные чувства с помощью более примитивных защит — отрицание, проекция и расщепление.

Репрессия создает проблемы, если 1) не справляется со своей функцией; 2) стоит на пути позитивных аспектов жизни; 3) действует при исключении более удачных способов преодоления трудностей. Чрезмерное полагание на репрессию (и на др.защитные процессы родственные ей) считается отличительной характеристикой истерической личности.

Изначально Фрейд считал, что тревога появляется вследствие репрессии. Позже он пересмотрел свои взгляды: репрессия и другие механизмы защиты являются результатом тревоги. Впрочем, в его первом предположении есть здравый смысл: чрезмерная репрессия может вызывать тревогу.

Попытки подавить одну тревогу. которые вызывают новую, Моурер назвал «невротическим процессом».

Элемент репрессии присутствует в действии большинства защит второго порядка (в реактивном образовании, когда одна эмоция вытесняется и заменяется другой; в изоляции, когда репрессируется аффект связанный с определенной идеей).

Регрессия — это возвращение к знакомому способу действия после того, как был достигнут новый уровень компетентности. Для классификации данного процесса как защитного механизма он должен быть бессознательным. Примером регресси может быть реагирование на стресс заболеванием. Этот вариант регрессии известен как соматизация (физическое неблагополучие, привязанное к стрессу). Однако, регрессия может наступить и вследствие болезни, как реакция на стресс, поэтому выводы о регрессии не должны быть поспешными. Однако широко известно, что соматизация и ипохондрия, являющиеся видами регрессии, представляют собой беспомощность и детские модели поведения и могут быть краеугольным камнем в характере личности. Когда регрессия является преобладающим механизмом преодоления жизненных трудностей, этого человека можно охарактеризовать как инфантильную личность.

Изоляция чувства от понимания является одним из способов преодоления страха и других болезненных психических состояний. Осуществляется благодаря отделения аффективного аспекта переживания от своей когнитивной состовляющей. Изоляция является важным механизмом, позволяющим адаптироваться в экстремальной ситуации. Она отличается от диссоциации тем, что из сознания удаляется не весь опыт переживания, а лишь его эмоциональное значение. Изображение изоляции в культуре: М-р Спок, Вулкан из «Стар Трека».

Изоляция является самой примитивной из «интеллектуальных защит» и сотавляет базоваоеобразование в механизме действия таких психологических операций, как интеллектуализация, рационализация и морализация. Преобладание изоляции в структуре защит свойственно обцессивным личностям.

Интеллектуализация — это более высокий уровень изоляции аффекта от интеллекта. Человек говорит о чувствах, но таким образом, что у слушателя возникает впечатление отсутствия эмоции.

читать дальше — Глава 6

оглавление конспекта 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *