Идеи целостного подхода к больному в работах русских врачей 19 века.
У истоков европейской медицины стоят две клинические школы, которые отличаются пониманием сущности патологии – это школы первых анатомов и первых психиков (шк.Гиппократа).
- Первые анатомы полагали, что болезнь человека — это показатель патологии и врачу необходимо лечить болезнь.
- Первые психики считали,что болезнь – это нарушение отношений между человеком и миром. Основной принцип – болен человек, следовательно, врачу нужно лечить человека в целом.
Холистический подход восходит к опыту врачей Древней Греции. Платон передал высказывание Сократа: «Нельзя лечить тело, не леча душу».
Гиппократ выделил следующие принципы лечения:
1) Лечить не болезнь, а больного.
2) Знать и учитывать индивидуальные особенности пациентов (в частности, темперамент).
3) Не навредить, щадить больного, помогать природе, учитывать компенсаторные ресурсы человека.
4) Положение деонтологии (наука о врачебном долге) сформулированное в школе Гиппократа: врач должен обладать мудростью, быть философом, «должен обладать знанием всего того, что необходимо для жизни».
В рамках холистического подхода специфика психоматической проблемы еще не выделяется, нет экспериментов, факт психосоматической связи рассматривается, как данный априори.
Представители холистического подхода:
А) Врач-клиницист Мудров, первая треть 19 века. Работал во время холеры, заразился и умер. Его идеи:
1) Болен целостный организм, а не отдельный орган. «Врачевание не состоит ни в лечении больного, ни в лечении причин болезни, врачевание состоит в лечении самого больного и для этого нужно узнать человека во всех отношениях».
2) Многие болезни возникают вследствие воздействия негативных психических причин. «Одни болезни возникают от телесных причин, другие – от телесных возмущений».
3) Психика больного, каким бы заболеванием он не страдал, всегда изменяется.
4) Требование психотерапевтического подхода к больному: «душевные лекарства врачуют тело и эти лекарства черпаются из науки мудрости – психологии».
Б) Захарьин, 19 в, учитель Чехова на медицинском факультете Московского университета.
Захарьин разработал оригинальный метод исследования больных с соматической патологией – расспрос, в ходе которого врача последовательно интересует анамнез (история жизни), а также предложил изучать субъективные жалобы больного (ВКБ, но так не называет).
В) Остроумов выдвинул идею о необходимости изучения семейного анамнеза, чтобы знать наследственные факторы, которые могут вносить вклад в патологию. Речь идет не только о биологическом наследовании, но и о психологическом – наследование житейских стереотипов образа жизни и т.д.
Г) Бехтерев, Корсаков, Ганнушкин – холистический подход, ятрогения.
Середина 19 века – поворотный момент, знания расширились: появилось учение о клетке. Идеи холистического подхода были оттеснены и далее (вплоть до настоящего момента) на первый план вышла организмическая идея. Возникновение психосоматического подхода в медицине – это реакция на организмический вирховский подход в медицине.
Термин психосоматика появился в 1818 году, его вел немецкий врач Хейнрот. Якоби уже в 1828 году использовал термин соматопсихика. В действительности становление психосоматического направления началось в конце 19, начале 20 века. Основным стимулом к появлению психосоматического направления стал психоанализ, в нем же появились и первые психосоматические работы.
Т.о. история современной психосоматики насчитывает 100 с небольшим лет. В этот период сформировалось 2 основных направления в изучении проблемы: 1) специфическое направление; 2) неспецифическое направление.
1. В рамках первого направления исходно выдвигалась задача поиска некоторого психического качества, которое вносит вклад в появление телесной патологии.
2. Неспецифическое направление такой исходной задачей не задается. Сюда относится теория кортико-вискулярной патологии (физиологическая теория) и направление в рамках концепции стресса.
психосоматическая проблема — предыдущая страница следующая страница — идеи психоанализа