В любых отношениях неизбежно присутствуют противоречия, споры, ситуации, когда интересы или взгляды партнеров расходятся. В гармоничных и прочных парах при возникновении напряжения и конфликта ситуация не умалчивается, а проговаривается, люди совместно ищут решение. И как раз-таки способность конструктивно взаимодействовать в конфликтной ситуации, способность разрешать возникшее противоречие и является одним из показателей устойчивости взаимоотношений.
Ниже я рассмотрю некоторые варианты поведения, которых необходимо избегать в конфликтной ситуации, если вы хотите сохранить отношения и не нанести им ущерб в результате спора:
- Отказ воспринимать конфликт серьезно. Это ситуация, когда один из партнеров пытается обсудить какую-либо проблему, а другой обесценивает эти попытки, тем самым не принимая чувства партнера. Это может выражаться в форме отшучивания или просто в отказе признавать проблему проблемой.
- Уход из ситуации конфликта без комментариев и без договоренности о том, чтобы обсудить проблему позже. Естественно, может быть такое, что в определенный момент времени партнер не готов к разговору (нет времени, устал, нужно собраться с мыслями) и у него есть полное право сообщить об этом и предложить перенести разговор на другое время. Но отказ разговаривать без пояснений ранит другого человека.
- Уход от откровенного прояснения ситуации с помощью перевода темы в другое русло. Как правило, на время это сбивает с толку собеседника, но затем вызывает у него чувство гнева и ощущение, что его не слышат.
- Приписывание партнеру определенных мотивов поведения, мыслей, чувств. Этот прием называется «чтение мыслей», и он совершенно не конструктивен. В действительности, никто не может читать мысли другого человека и объяснение ему, что и почему он делает и чувствует, является ничем иным как манипуляцией. Одна из частых фраз из этой серии во время ссоры, например, такая: «Тебе все равно, что я чувствую».
- Обвинение партнера, приписывание ему ответственности за свои негативные чувства или состояния: «Из-за тебя у меня…» В действительности, каждый человек сам несет ответственность за свои чувства, в первую очередь потому, что они наши, и мы можем регулировать их.
- Разговаривать с партнером сверху вниз, таким тоном, словно он нерадивый подчиненный. Это одно из самых частых нарушений в общении. Партнеры по общению равны друг перед другом, ни один из них не является более главным, авторитетным и не обладает правом обвинять, поучать, приказывать другому. Однако очень часто собственная боль и обида толкают нас бессознательно использовать этот способ защиты. Важно отслеживать это и стараться изменить тон разговора.
А вот эти методы способы помогут провести сложный разговор более конструктивно и спокойно:
- Планируйте время для разговора.
- Отслеживайте во время спора свои чувства и принимайте их.
- Берите на себя ответственность за свои чувства.
- Открыто признавайте чувства и выражайте их с помощью Я-сообщений, так, словно делитесь чем-то личным, сокровенным, а не предъявляете их собеседнику как обвинение.
- Разговаривайте на равных с партнером, даже если он сам еще не умеет этого делать по отношению к вам.
- Останавливайте разговор, если чувствуете, что Вы или партнер переходит границы.
Если вы хотите больше узнать о способах конструктивного общения и противостояния манипуляции, рекомендую к прочтению книгу Эверетта Шострома «Анти-Карнеги или человек-манипулятор».
Автор статьи
клинический психолог Тюнеева Елена
Если вам понравилась статья, расскажите о ней друзьям: