4.2. Организация исследования, используемые методики.

Исследование в рамках дипломной работы было проведено в МНИИ глазных болезней им. Гельмгольца Минсоцразвития России в отделении патологии сетчатки и зрительного нерва. Нами было обследовано 15 пациентов с диагнозом «отслоение сетчатки», их них 6 женщин и 9 мужчин в возрасте от 17 до 63 лет. Нами использовались следующие методики при проведении исследования: беседа, Рисунок человека, модифицированная методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн, модифицированная методика Дж. Сакса Незаконченные предложения, ЦТО, тест смысложизненных ориентаций, тест Лазаруса.

Большинство испытуемых выполняли вербальные методики на слух, высказывания из опросников зачитывались экспериментатором.

  При использовании методики «беседа» экспериментатор устанавливал контакт с испытуемым, рассказывал о целях исследования, выясняя сначала вопросы более общего характера (возраст, образование, должность, место работы, семейное положение испытуемого). Затем проводилась беседа относительно темы заболевания. Экспериментатором задавались обследуемым вопросы, касающиеся их отношения к заболеванию, планов на будущее, того, что именно тревожит и является наиболее трудным в сложившейся ситуации, что помогает справиться с трудностями. Для анализа проведенной с пациентами беседы выделялись несколько параметров, такие как психологическое состояние обследуемых, наблюдаемое в беседе, способы совладающего поведения, проявившиеся в беседе, а также затронутые темы.

Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн. Замысел эксперимента заимствован С.Я. Рубинштейн у американского психолога Т.В. Дембо. Испытуемому предлагалось самостоятельно оценить уровень своего счастья. В настоящее время данный прием используется значительно шире – для выявления самооценки и сознания болезни у взрослых и детей.

При использовании данной методики нами предлагалось испытуемому шесть шкал, обозначающих характер, счастье, ум, здоровье, компетентность врача, способность справляться с трудностями. Давалась следующая инструкция: «Пожалуйста, отметьте свое место между людьми с самым хорошим характером в мире и самым плохим, самыми счастливыми и самыми несчастными, самыми умными и самыми глупыми, самыми здоровыми и самыми больными. Оцените аналогичным образом компетентность врача и свою способность справляться с трудностями». Затем предъявляли испытуемым аналогичный чистый бланк и давали такую инструкцию: «Сделайте такие отметки, какие вы бы сделали до болезни. Объясните, пожалуйста, чем вы руководствовались в своей оценке». Затем обсуждалось то, есть или нет разница в оценках, каковы представления испытуемого об оцениваемых качествах. Проводился качественный и количественный анализ полученных результатов.  Длина линий, обозначающих шкалы, 100 мм. В соответствии с высотой, на которой испытуемый ставил отметку, его ответ получал количественную характеристику, например, 60 мм = 60 баллов.

Методика Дж. Сакса «Незаконченные предложения» была изменена следующим образом: были изъяты предложения, которые не характеризовали социальную ситуацию развития испытуемого, не позволяли выявить значимые сферы и переживания испытуемого. В методике были сохранены те предложения, которые могли выявить значимые переживания, мысли испытуемого в настоящий момент, а также его представления о будущем. Кроме того, были добавлены следующие предложения, позволяющие выявить тревожащие испытуемого мысли, его отношение к своему здоровью, используемые копинги: «Думаю, что мое заболевание…», «Лежа в больнице в свободное время я…», «В последнее время я…», «Мое здоровье…», «Из-за болезни я…», «Я часто думаю о…». Также были добавлены предложения, завершение которых позволяет судить об отношениях пациентов с врачом: «Думаю, что мой лечащий врач …», «Для меня важно, что мой лечащий врач …», «Мои отношения с лечащим врачом …», «Если бы мой врач …», «Мне бы хотелось, чтобы мой врач …». Модифицированный вариант методики состоит из 30 вопросов. (Приложение № 1). Испытуемому давалась инструкция: «Я буду зачитывать начала предложений, которые вам нужно осмысленно завершить как можно быстрее». В оригинальном варианте методики процедура проведения имеет более сложный вид, испытуемому сообщается о том, что проверяется скорость словесных реакций в ситуации повышенного эмоционального напряжения как мера стрессоустойчивости интеллекта, однако, принимая во внимания общую ситуацию, в которой проходит обследование и, предполагая негативную реакцию испытуемых на такую инструкцию, было решено ее упростить. При интерпретации результатов делается содержательный анализ текста завершений [51].

Методика «Рисунок человека» проводилась следующим образом: испытуемому предлагался простой твердо-мягкий карандаш, лист бумаги и предъявлялась инструкция: «Нарисуйте человека. Всего, целиком. Постарайтесь как можно лучше, но так, как вы умеете». Рядом с испытуемым, со словами: «Если понадобится, вы можете это использовать», клались цветные карандаши и ластик. После того, как испытуемый заканчивал рисовать, проводился опрос по рисунку. Задавались вопросы о том, кто изображен, мужчина или женщина, сколько лет изображенному персонажу, какой у него характер, какие у него три желания.

Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). Тест смысложизненных ориентаций является адаптированной версией теста «Цель жизни» Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Данная методика была разработана ими на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла [53].

Нами была использована русскоязычная версия теста осмысленности жизни, разработанная и адаптированная Д.А. Леонтьевым [33] в 1986 – 1988 гг. Тест, наряду с общими показателями осмысленности жизни, включает также пять субшкал, отражающих три конкретных смысложизненных ориентаций и два аспекта локуса-контроля. Интерпретация субшкал:

1. Цели в жизни. Баллы по этой шкале отражают наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу;

2. Процесс жизни, или интерес, или эмоциональная насыщенность жизни. Баллы по этой шкале говорят о том, воспринимает ли испытуемый процесс своей жизни как интересный, наполненный смыслом и эмоционально насыщенный;

3.  Результативность жизни и удовлетворенность самореализацией. Баллы по этой шкале отражают ощущение того, насколько продуктивной и осмысленной была прожитая часть жизни.

4. Локус контроля-Я. Высокие баллы по этой субшкале соответствуют представлению человека о себе как о сильной личности, способной построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями об ее смысле.

5.  Локус контроля-жизнь. Баллы по данной субшкале отражают оценку человеком возможностей контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.

Проективная методика «Цветовой тест отношений». Данная методика представляет собой невербальный компактный диагностический прием, который отражает как сознательный, так и частично неосознаваемый уровень отношений человека.

Теоретическую основу методики составляет концепция отношений В.Н. Мясищева, идеи Б.Г. Ананьева об образной природе психических структур любого уровня, а также представления А.Н. Леонтьева о чувственной ткани смысловых образований личности.

Методической основой методики ЦТО является цветоассоциативный эксперимент, который базируется на предположении о том, что существенные характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другим — и к самому себе отражаются в цветовых ассоциациях. Цветовая сенсорика весьма тесно связана с эмоциональной жизнью личности. Методика проводится следующим образом. Перед испытуемым раскладываются цветные карточки (красная, желтая, фиолетовая, зеленая, коричневая, синяя, серая, черная). Дается инструкция: «Подберите к каждому из понятий подходящие цвета. Проранжируйте их от наиболее подходящего к наименее подходящему». Предлагаемые понятия «я сам/сама», «мой врач», «мое заболевание», «лечение», «настроение в больнице», «отношение с врачом», «компетентность врача». Далее испытуемому предлагалось разложить цвета в порядке предпочтения, начиная с «самого красивого, приятного для глаз», заканчивая «самым некрасивым, неприятным».

В случае если испытуемому было трудно понять предлагаемую инструкцию или он располагал ограниченным временем для обследования, проводился более короткий вариант методики – к каждому понятию необходимо было подобрать один наиболее и один наименее подходящий цвета.

Копинг-тест Лазаруса. Данный тест предназначен для определения копинг-механизмов и способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Методика была разработана Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк, М. С.Замышляевой в 2004 году.

Испытуемому дается следующая инструкция: «Вам предлагаются утверждения, касающиеся поведения в трудной жизненной ситуации. Оцените, пожалуйста, как часто данные варианты поведения проявляются у вас». После проведения теста, результаты обрабатываются и интерпретируются согласно следующим субшкалам:

  1. Конфронтационный копинг. Предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску.
  2. Дистанцирование. Когнитивные усилия направленные на отделение от ситуации и уменьшение ее значимости.
  3. Самоконтроль. Стремление регулировать свои чувства и действия.
  4. Поиск социальной поддержки. Поиск информационной, действенной и эмоциональной поддержки.
  5. Принятие ответственности. Признание своей роли в возникновении проблемы.
  6. Бегство-избегание. Мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы.
  7. Планирование решения проблемы. Произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме.
  8. Положительная переоценка. Поиск положительных сторон в произошедшем.

 После проведения указанных методик были подведены итоги в соответствии с задачами исследования и сформулированы практические рекомендации для врачей и психологов. Необходимо отметить, что в связи с немногочисленностью выборки статистический анализ проведен не был, использовался качественный и количественный анализ результатов.

Глава 4, п. 4.1. — предыдущая страница|следующая страница — Глава 4, п. 4.3.

Оглавление