2.3. Понятие саморегуляции в отечественной психологии.

Согласно точке зрения Моросановой В.И., Конопкина О.А. и Осницкого А.К., саморегуляция представляет из себя процессы инициации и выдвижения субъектом целей активности, а также управление достижением этих целей. Процессы саморегуляции рассматриваются этими авторами как внутренняя целенаправленная активность человека, которая реализуется за счет системного участия самых разных процессов, явлений и уровней психики. Предметом психологии саморегуляции являются интегративные психические явления и процессы, обеспечивающие самоорганизацию различных видов психической активности человека, целостность его индивидуальности и личности. Анализ механизмов саморегуляции производится в рамках проблематики индивидуальных стилей регуляции, реализации разных форм произвольной активности и деятельности (учебной, трудовой), регуляции психических состояний, возрастных аспектов ее становления [39].

Николаева В.В. отмечает, что разные авторы выделяют различные уровни саморегуляции:

  1. Уровень психологической саморегуляции, способствующий поддержанию оптимальной психической активности, необходимой для успешного выполнения деятельности. Этот уровень выделяет исследователь К. А. Абульханова-Славская.
  2. Операционально-технический уровень регуляции отвечает за организацию и коррекцию действий субъекта. (Конопкин О.А.)
  3. Личностно-мотивационный уровень саморегуляции, позволяющий осознавать мотивы своей деятельности и управлять мотивационно-потребностной сферой. (Братусь Б.С.,  Василюк Ф.Е., Зейгарник Б.В.)

 Б.В. Зейгарник рассматривает саморегуляцию как сознательный процесс, который направлен на управление своим поведением. Ею выделяется два уровня саморегуляции: операционально-технический, связанный с сознательной организацией действия с помощью средств оптимизации и мотивационный, на котором организуется общая направленность деятельности с помощью управлении мотивационно-потребностной сферой. В рамках мотивационного уровня саморегуляции можно выделить две ее формы: саморегуляция как волевое поведение, протекающая в условиях мотивационного конфликта и саморегуляция, направленная на гармонизацию мотивационной сферы, устранение внутренних конфликтов и противоречий на основе сознательной перестройки и порождения новых смыслов [19]. Вторая форма саморегуляции эффективна в критических ситуациях, когда достижение целей и осуществление жизненно важных для личности целей и мотивов в силу объективных причин становится невозможным, и является составляющей деятельности переживания. Процесс переживания – особая внутренняя деятельность по смыслопорождению, актуализирующаяся в критических ситуациях [14].

 Основными механизмами личностно-мотивационного уровня саморегуляции, эффективной в критической ситуации, являются рефлексия и смысловое связывание. Рефлексия позволяет человеку взглянуть на себя объективно, проанализировать и сопоставить различные события собственной жизни, направлена на осознание смысла своей жизни, поскольку она фиксирует процесс деятельности, отчуждает и объективирует его, делает возможным осознанное воздействие на этот процесс. Благодаря рефлексии возможно посмотреть на себя «со стороны», изменить отношение к чему-либо, перестроить свой внутренний мир, приспособиться к меняющейся действительности. В отличие от неосознаваемых форм саморегуляции (психологических защит), рефлексия является способом саморазвития личности.

 Смысловое связывание – это механизм саморегуляции, при участии которого происходит формирование нового смысла через его эмоциональное насыщение путем связывания нейтрального содержания с мотивационно-смысловой сферой личности.

Осницкий А.К. также разделяет личностную и деятельностную саморегуляцию, под личностной саморегуляцией им понимается преимущественно определение и коррекция своих позиций, придание деятельности определенного смысла, деятельностная саморегуляция представляет из себя предметные преобразования и преобразования прилагаемых усилий [43].

  Итак, личностно-мотивационный уровень саморегуляции – это особая форма внутренней активности, направленная на сохранение внутренней гармонии, самоидентичности, обеспечивающих успешность самоактуализации.

 Критическая ситуация заболевания предъявляет повышенные требования к способности человека к саморегуляции. Для совладания с трудной жизненной ситуацией может быть задействован как деятельностный уровень саморегуляции, так и личностный. Успешность и эффективность совладания будет зависеть от сформированности обоих уровней. Зарубежные и отечественные авторы подчеркивают, что действенность личностных содержаний зависит от общей сформированности системы саморегуляции человека [38].

Таким образом, «саморегуляция есть системный процесс, обеспечивающий адекватную условиям изменчивость, пластичность жизнедеятельности субъекта на любом ее уровне» [49, с. 241] — это внутренняя целенаправленная активность человека, реализуемая при участии  разных процессов, явлений и уровней психики. В процессах саморегуляции получает выражение единство и системная целостность психики.

 Рассмотрим в следующей главе основные факторы, влияющие на выбор стратегии совладания с ситуацией болезни.

Глава 2, п. 2.2. — предыдущая страница|следующая страница — Глава 3, п. 3.1.

Оглавление