4.6. Выводы и рекомендации.

Анализ полученных данных позволяет сделать следующие выводы:

  1. У большинства пациентов с отслоением сетчатки наблюдается повышенный уровень тревожности. Депрессия не является преобладающей реакцией на данное заболевание. На основании наблюдений легкая депрессия наблюдается у четырех испытуемых из пятнадцати.
  2. Большая часть пациентов с отслоением сетчатки переживает чувство физической неполноценности.
  3. Пациенты с отслоением сетчатки используют разнообразные копинг-стратегии и защитные механизмы, а именно: проблемно-ориентированную стратегию, эмоционально-ориентированную продуктивную стратегию, эмоционально-ориентированную непродуктивную стратегию, вытеснение. В зависимости от произвольности и эффективности совладающего поведения можно разделить испытуемых на 4 группы:

— первая группа: испытуемые, использующие одновременно и проблемно-ориентированную стратегию совладающего поведения и эмоционально-ориентированную продуктивную.

— вторая группа: испытуемые, использующие либо проблемно-ориентированную стратегию совладания, либо эмоционально-ориентированную продуктивную;

— третья группа: испытуемые, преобладающим способом совладания которых является эмоционально-ориентированная непродуктивная копинг-стратегия;

— четвертая группа: испытуемые, активно использующие вытеснение.

     4. Пациенты, использующие более эффективные стратегии совладания, имеют более высокие показатели осмысленности жизни и наоборот, пациенты, использующие непродуктивные стратегии совладания (эмоционально-ориентированная непродуктивная и вытеснение), чаще имеют средние или низкие показатели осмысленности жизни. Данную взаимосвязь можно выделить в форме тенденции.

     5. Фактором, затрудняющим использование более эффективных стратегий совладания является тяжесть болезни.

   6. Продуктивные стратегии совладания чаще используют испытуемые, хорошо информированные о своем заболевании. На первый план в структуре ВКБ данных испытуемых выходит интеллектуальный уровень. У пациентов, использующих менее эффективные стратегии совладания, чаще в структуре ВКБ на первый план выходит эмоциональный уровень и имеются неразвернутые представления о болезни.

   7. Пациенты, совладающее поведение которых недостаточно эффективно, прибегают к использованию защитного механизма идеализации-обесценивания по отношению к компетентности врача.

   8. Все пациенты с отслоением сетчатки нуждаются в психологической помощи, особенно, пациенты второй, третьей и четвертой групп.

  На основании проведенного исследования и сформулированных выводов мы можем дать следующие рекомендации:

  1. Для врачей лечебных заведений, первично диагностирующих у пациента отслойку сетчатки можно дать рекомендацию о необходимости более подробного информирования больного о характере заболевания, срочности лечения (хирургического вмешательства в короткие сроки), необходимости соблюдения определенных ограничений уже в дооперационный период.
  2. Лечащему врачу необходимо давать пациенту реалистичную информацию о его заболевании и лечении, но не только о возможных отрицательных последствиях, но и о вероятности положительного исхода – для пациентов такая информация очень важна. При этом врачу необходимо избегать размытых формулировок, не дающих конкретную информацию  о возможностях исхода лечения.
  3. Как правило, информацию об ограничениях, связанных с заболеваниям, пациент получает при выписке из лечебного учреждения. На наш взгляд, необходимо сообщать пациенту о данных ограничениях в процессе пребывания в лечебном учреждении вплоть до его выписки. Это позволит пациенту спланировать свою дальнейшую жизнь с учетом ограничений во время пребывания в лечебном учреждении, где у него имеется необходимое количество времени для такого обдумывания.
  4. Психологам, работающим с больными с диагнозом «отслойка сетчатки», необходимо обсуждать с пациентом тревоги и предстоящие трудности, связанные с заболеванием, помогать им планировать решение проблем, находить новый смысл жизни в случае невозможности реализации прежнего.
  5. Эффективным, на наш взгляд, является использование в психологической работе с данными пациентами арт-терапевтических методик (например, лепка, музыкальная терапия) для создания позитивного настроя и снижения тревоги.
4.5. — предыдущая страница|следующая страница — Заключение