4.4.3. Описание осмысленности жизни пациентов с отслойкой сетчатки и ее взаимосвязи с используемыми стратегиями совладающего поведения.

У испытуемых, использующих эффективные стратегии совладания (1 и 2 группа), преобладает высокая осмысленность жизни по результатам методики СЖО: у 6 из 7 испытуемых высокие и очень высокие показатели осмысленности жизни (от 7 до 10 стен) и лишь у испытуемого 4 отмечаются низкие показатели осмысленности жизни в методике СЖО. Однако в беседе проявляется смысловая направленность жизни данного пациента: он говорит о желании написать книгу, с теплотой отзывается о своих внуках, говорит о том, что помогает детям их воспитывать. Испытуемые, набравшие высокие баллы осмысленности жизни в тесте СЖО также демонстрируют наличие смысла жизни и в других методиках. Так, например, испытуемые 2 и 3 говорят, что любят свою работу и по возможности планируют ее продолжать. Испытуемый 5 находит смысл жизни в семье: в методике Дембо-Рубинштейн он отмечает, что ощущение счастье после заболевания несколько снизилось и комментирует это так: «У человека в 20 лет меньше целей, чем в 40. Если бы мне было 20 – настроение упало бы в ноль. А у меня семья, дети. Настроение падает, но ты понимаешь, что ты нужен». Один из компонентов смысла жизни испытуемых 1 и 7 являются цели. Так, например, в методике Незаконченные предложения, испытуемая 1 таким образом завершает предложение: «Моим скрытым желанием в жизни… защита докторской», испытуемый 7 таким образом завершает предлжение: «Моим скрытым желанием в жизни… иметь много денег, заработать их, точнее». Результаты теста СЖО можно посмотреть в Приложении № 4.

У испытуемых, использующих неэффективные стратегии совладания (3 и 4 группа), общая осмысленность жизни по результатам методики СЖО имеет более низкие показатели, чем у испытуемых, использующих эффективные стратегии совладания. Трое испытуемых имеют средние показатели осмысленности жизни (5-6 стенов), двое – слегка повышенные (7 стенов), двое – немного пониженные (4 стена). У одного испытуемого показатели крайне низкие – общая осмысленность жизни равна 1 стену. Данный испытуемый имеет отчетливо сниженное настроение и тяжело переживает ситуацию болезни. В методике Рисунке человека изображает молодого человека с протянутыми вперед руками и опущенной вниз головой, комментируя рисунок так: «Мужчина, лет 25. Судя по образу, он неудачник, непонятно, чем он занимается. Он вообще получился у меня с протянутой рукой практически. Характер слабый, подвержен влиянию других».  В беседе данный пациент отмечает, что в последние три года в его жизни ничего не было кроме работы.

Испытуемый 13, использующий вытеснение, набрал 7 стенов по параметру общей осмысленности жизни в методике СЖО, однако в других методиках осмысленность жизни данного пациента носит неразвернутый характер. Например, одно из предложений в методике Незаконченные предложения, испытуемый завершает таким образом: «Моим скрытым желанием в жизни… не знаю». Пациент не высказывает в беседе тревог о работе, будущей жизни, а переживает из-за того, что не сможет купить скутер, как планировал, из-за того, что потратил деньги на лечение.

У испытуемых 10 и 11 снижение общей осмысленности жизни проявляется не только в тесте СЖО, но также и других методиках. Испытуемая 10 не имеет определенных целей и планов, несмотря на молодой возраст и возможность устроиться на более хорошую работу, работает уборщицей, моет вагоны. Испытуемая 11 таким образом завершает незаконченное предложение: «Моим скрытым желанием в жизни… никакое, не знаю».

Таким образом, можно выявить следующую тенденцию: пациенты, использующие более эффективные стратегии совладания, имеют в среднем большую осмысленность жизни и наоборот, пациенты, использующие непродуктивные стратегии совладания (эмоционально-ориентированная непродуктивная и вытеснение), чаще имеют средние или низкие показатели осмысленности жизни.

Глава 4, п. п. 4.4.2. — предыдущая страница|следующая страница — Глава 4, п.п. 4.4.4.

Оглавление