Конспект лекций А.Ш.Тхостова по курсу «Психология телесности» (продолжение).

Лекция 7-8

Откуда берется система первичных значений? Один из возможных способов выйти из ловушки восприятия (чтобы правильно воспринять нужно иметь исходную гипотезу). Базовыми категориями является оценивание в эмоционально-оценочных координатах (хорошее-плохое, доброе-злое), а на этой базе надстраиваются предметные, модальные, сложные ощущения.

Пытались воспроизвести эксперимент Узнадзе. Он описывает, что когда человек узнает ощупываемый предмет, меняются ощущения. Человеку ставили задачу на предметное опознание. А в этих экспериментах была задача не опознать предмет, а описать его. Первыми характеристиками, которые легко человек определял – эмоционально-оценочные способы (приятный, острый, шелковистый – это качества, которые характеризовали уровень первовидения – они быстро появлялись и не менялись в зависимости от концепции, которая в дальнейшем появлялась).

Чтобы явление существовало в сознании: 1) оно должно быть объективировано, выделено, не может быть автоматизировано, не может быть на рефлекторном уровне. 2) для него должна быть использована категориальная сетка. Есть нормальные способы объективации тела: мы устаем, не можем поднимать тяжелые вещи, у нас есть болезни, голод. А есть формы объективации патологические: когда человек заболевает, то, что регулировалось автоматически, перестает – появляется новый феномен. Если нет категориальной системы значений для описания, ощущения очень смутные.  Еще один путь – культурный, коммуникативный, когда объективируются феномены телесности, при столкновении с другим, который их объективируют, или при столкновении с феноменом культуры, с культурными ограничениями. Например, мое тело объективируется потому, что я не могу этот стол обойти. Стол существует с необходимостью для меня потому, что я не могу игнорировать его. Законы физики необходимы, их нельзя обойти, они тоже объективируют тело. А есть класс искусственных границ, для которых необходимость (невозможность обойти) реализуется в меньшей степени, там есть зазор, возможность избегнуть. А если она есть, значит человек начнет ею пользоваться – и будут разные отклонения. Как только я это делаю и встаю на путь коммуникативных, культурных законов и открываю поле для патологий, которых нет в натуральной среде, но есть у человека. Это коммуникативные, культурные ограничения и правила. Это способ, иначе – неверно. Первое, что происходит с человеком – социализируется его пищевая функция. Это нужно делать в определенном месте, по определенным правилам. Культурный запрет может привести к запрету вообще на реализацию функции. Например, пост или голодовка. Метафора: культурный человек, это человек на теле которого общество вырезало свои законы, по которым он должен что-то делать или не делать. Открывается возможность для специфическая формы культурной патологии. Любая культура в самом начале начинается с ограничений: чего-то делать нельзя. Запрет, ограничение – первое базисное начало, на котором могут быть сформированы более сложные функции. Прежде чем выстроить деятельность в культурной форме, нужно изменить, полуразрушить, ограничить натуральную функцию. Это очень важно для всех функций. Момент столкновения с тем, что нельзя, с культурными ограничениями, с тем, что автоматизировано, но невозможно, это точка кристаллизации субъектности человека. Религиозные философы: «Человек начинается со слова «нет»». В этом ограничении – начало фиксации, начало переживания себя как субъекта. Например: первое наказание ребенку: «Встань в угол и стой там». Не выходит из угла потому, что есть ограничение символическое – в этот момент начинается переживание себя как субъекта.

иллюзии восприятия — предыдущая страница|

следующая страница — человеческая сексуальность

Конспект лекций А.Ш. Тхостова по курсу «Психология телесности». Начало. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *