Конспект лекций А.Ш. Тхостова по курсу «Психология телесности» (продолжение).

Теоретические проблемы психологии телесности. Объект.

Тело – неодушевленный механизм, который подчинен только закономерностям физиологическим и физическим. Это одна из точек зрения.

Онтология – наука о сущности, о том, что есть на самом деле. Для психологии онтологическая проблема долгое время не существовала.

Две области относящиеся к психологии: телесное восприятие (как я воспринимаю свое тело, снаружи, снутри, достаточно ли для этого физиологии, как устроено восприятие, отличается ли от других типов восприятие) и произвольное управление телом и его функциями. Непроизвольное управление предметом психологии не является (это изучает физиология). Когда обсуждается произвольное движение, когда невозможно уклониться от вопроса о том, как же мы делаем это движение, не потому, что так выстроено, а потому что я захотел сделать это движение. Это сложная проблема, как совместить. Мысль заставила действовать мышцу. Каким образом? Непреодолимый барьер. Где точка соприкосновения воли и мышц? Как они между собой взаимодействуют. Это очень темный момент.

 Рассмотрим интроцептивное (телесное) восприятие. Кажется, что объект довольно простой. Есть физиологические схемы, зоны мозга, которые отвечают за это (менее развитые и архаические). До какого-то момента казалось, что его можно рассматривать без всякого субъекта, как объективный процесс.

Это неслучайная ситуация. Вытекает из логики того, что мы считаем естественнонаучным подходом. В логике естественнонаучного подхода психология является избыточным образованием.

В основе лежит простая вещь: все делилось (в науке нового времени) на объективную действительность и субъективную. Субъективная тоже реальна, но вторична по отношению к объективному. Когда мы возьмем проблему отражения, проблему восприятия, чувствования некой телесной реальности и чувственности вообще, как это рассматривать? Все описание философии психологии познания в науке можно свести к двум метафорам: метафоры печати и метафоры кувшина. Метафора печати заключается в гипотезе и предположении пассивности и вторичности субъекта по отношению к объективному миру. Печать – это внешний мир, который как на воске просто силой извне оставляет след. Т.е. в этом смысле отражение процесс пассивной и ничем не отличается от отражения в природе. А человек как камень отражает? Иначе? Как? Чем отличается? Это принципиально? В зависимости от ответа будет развиваться вся логика. К этой печати человек ничего не может добавить.  Вторая метафора: метафора кувшина — кувшин наполняется водой, придает этой воде свою форму. Сущность, которая отражается – вода, а форма – кувшин. Тогда есть отличие. Качество кувшина непосредственно влияет на качество отражения. Что, собственно, мы отражаем? Встает вопрос. Воду или кувшин? Или воду в форме кувшина? Кто этот кувшин создал? В чем активность человека? Может быть это кувшин, в который не только наливается вода, а это вычерпывание? Тогда кто черпает? Тогда ничего нет общего уподобление человеческого отражения животному, природному. Закон объективной науки: мы должны все условия сделать единообразными, чтобы получить один и тот же результат в разных руках — он тогда нарушается. Человеческому сознанию присуща продуктивность и интенциональность.

Столкновение естественной науки нового времени и психологии, которая стала позиционировать себя как научная психология, экспериментальная. Желание психологии стать естественной наукой приводит к подражанию. Постигаемый мир имеет причинно-следственную закономерность и предполагается, что эту причину мы можем найти. Этот мир должен быть в идеале построен с помощью физических линеек, весов, часов. Все, что существует в мире может быть измерено. Цель любой науки, идеал – приведение ее объекта к тому, чтобы он с помощью линеек был объяснен, чтобы меньше осталось того, что нельзя померить. Самая удачная иллюстрация у Лапласа (далее у Лейбница): если это так, мир причинно-следственный, мы можем представить себе такого абсолютного наблюдателя, который учтет все существующие на сегодняшний момент соотношения в мире, то что окажется? Что этот абсолютный наблюдатель будет способен, если мир подчинен, предсказать любое будущее и вычислить любое прошлое. Это идеал естественной науки. Как в него вписать психологию?………

отчуждение — предыдущая страница|следующая страница — психология восприятия

Конспект лекций А.Ш. Тхостова по курсу «Психология телесности». Начало. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *